Актуальность программы «Катехизическая деятельность»
Введение Церковного образовательного стандарта по подготовке катехизаторов обусловлено необходимостью качественного развития катехизической деятельности в Русской Православной Церкви на современном этапе. Катехизация, как содействие уверовавшему в Бога человеку в обретении основ православного мировоззрения и образа жизни по Христовым заповедям, в сознательном и ответственном участии в литургической жизни Церкви, должна осуществляться на системной основе и быть обеспечена подготовленными к этой деятельности кадрами.
Деятельность катехизаторов направлена
- на мирян, не участвующих в церковных Таинствах и обрядах, приходящих в храм только в некоторые праздники, в дни поминовения усопших и др.;
- лиц, желающих принять Таинство Крещения, Таинство Венчания, повысить уровень знаний о православном вероучении и др.;
- воцерковляющихся мирян – прихожан храма, периодически участвующих в Таинствах и обрядах и сотрудников храма.
Дополнительная образовательная программа «Катехизическая деятельность» рассчитана на граждан имеющих знания по православному мировоззрению.
Цель программы: подготовить катехизатора к с катехизической, педагогической, организационно-управленческой видам деятельности
Задачи дополнительной образовательной программы «Катехизическая деятельность» сформировать следующие компетенции у слушателей:
компетенции в области церковного образа жизни
- сознательно участвовать в церковных Таинствах и обрядах;
- соблюдать церковную традицию в общении, образе жизни, быте;
- преломлять духовные знания в личный духовный опыт;
- к совершенствованию в христианском благочестии на протяжении всей жизни;
- к самооценке и самоконтролю;
компетенции в области катехизической деятельности
- использовать знание Священного Писания, основных разделов православного вероучения, литургики, церковной истории в духовно-просветительской деятельности;
- использовать навыки чтения Священного Писания и богослужебных текстов на церковнославянском языке и их перевода в просветительской деятельности;
- использовать знания православного вероучения и сектоведения для обеспечения духовной безопасности воцерковляющихся (понимание опасной сущности язычества и оккультизма, умение противостоять деятельности тоталитарных сект и движений);
- выявлять степень воцерковленности человека и в соответствии с ней определять содержание, объем, методы, формы, сроки катехизации;
- использовать знания в области психологии в катехизической деятельности и педагогической работе;
- применять основные методы катехизической деятельности в работе с воцерковляющимися;
- аргументировано и убедительно излагать церковную позицию перед невоцерковленной и воцерковляющейся аудиторией ;
- обеспечить катехизическое сопровождение церковных мероприятий;
компетенции в области педагогической деятельности
- применять традиции и методы православной педагогики и христианской антропологии в педагогической деятельности;
- решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся в воскресной школе;
- разрабатывать и реализовывать программы по вероучительным дисциплинам для различных возрастных категорий детей;
компетенции в области организаторской деятельности
- планировать и организовывать катехизическую деятельность на приходах и/или благочиниях;
- организовывать мероприятия в области катехизации на приходе и/или благочинии.
В результате освоения данной дополнительной образовательной программы слушатели курса должны:
Знать:
- духовные основы катехизической деятельности;
- сущность и структуру, направления и формы катехизической деятельности;
- методы и методики катехизации;
- способы взаимодействия катехизатора с различными участниками духовно-просветительской деятельности;
- смежные формы катехизического и миссионерского служения;
- особенности реализации педагогической, катехизической деятельности в современных условиях на приходах и в благочиниях;
- способы взаимодействия катехизатора, педагога с различными участниками катехизации, педагогического процесса;
- основы духовной безопасности (понимание опасной сущности язычества и оккультизма, тоталитарных сект и движений на территории России);
- решения Священноначалия, касающиеся духовно-просветительской деятельности;
- государственные нормативно-правовые документы, регламентирующие катехизическую деятельность Церкви;
- официальную позицию Церкви по различным социальным вопросам
- основы церковного протокола;
- содержание и методики преподавания вероучительных дисциплин для разных целевых аудиторий;
- теории и технологии обучения и воспитания детей разного возраста;
- правовое регулирование экскурсионно-паломнической деятельности;
- технологии подготовки экскурсионного маршрута;
- основные методы ведения дискуссии;
- особенности дискуссии по религиозной проблематике;
- основы возрастной и семейной психологии, психологии общения, зависимости;
- особенности церковного соборного взаимодействия;
- способы профессионального саморазвития;
Уметь
- системно анализировать и выбирать способы, формы и методы катехизации;
- определять способы и методы катехизации в зависимости от целевой аудитории;
- выявлять и использовать национальные и региональные особенности, возможности в духовно-нравственном просвещении;
- разрабатывать и реализовывать программы по катехизации;
- консультировать взрослых по вопросам веры, богослужения и православного образа жизни;
- управлять деятельностью приходских работников и волонтеров, работающих в области катехизации;
- объяснять отличительные особенности ислама, иудаизма, буддизма от Православия;
- отличить толкование дискуссионных мест Священного Писания сектами от святоотеческого толкования;
- использовать и применять правовую информацию в катехизической деятельности;
- организовать духовно-просветительскую деятельность во время паломнических поездок, экскурсий;
- вести дискуссию по религиозной проблематике;
- выявлять специфику психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов;
- оказывать помощь в социально-психологической адаптации к церковной среде, быту, традициям, по преодолению зависимостей;
- корректно взаимодействовать с участниками духовно-просветительской деятельности;
- вести диалог и избегать конфликтных ситуаций в общении с людьми разных социальных групп;
- использовать православные методы психологической и педагогической диагностики для решения задач катехизации;
- учитывать различные контексты (духовно-нравственные, социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы катехизации, обучения, воспитания и социализации детей разного возраста;
- проектировать и осуществлять образовательный процесс в воскресной школе с использованием современных технологий, не нарушая церковной традиции;
- использовать в образовательном процессе (воскресные школы) гуманитарные и естественнонаучные знания с позиций православного мировоззрения;
- использовать различные формы, виды устной и письменной коммуникации, в том числе религиозной, в катехизической деятельности;
- проявлять религиозную терпимость;
- анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы;
Программа рассчитана на 1210 час аудиторных занятий, включает учебный и учебно-тематический планы, учебные программы модулей, раздел итоговой аттестации, также список литературы к темам курса. В учебно-тематическом плане указывается количество часов, которые требуется затратить на освоение каждого отдельного модуля с учетом использования активных форм обучения слушателей.
В ДОП включены такие разделы как:
- Организация и ведение катехизической деятельности(215ч);
- Основы социальной концепции Русской православной церкви(71ч);
- Православная педагогика (144ч);
- Основы экскурсионно-паломнической деятельности(71ч);
- Логика, теория и практика аргументации (71ч);
- Психология(144ч);
- Миссионерская деятельность(106ч);
- Катехизический практикум(118ч);
Программа предусматривает различные формы организации занятий: лекции, лекции-презентации, самостоятельную работу.
Программа курса "Катехизическая деятельность"
№п/п | Наименование разделов,дисциплин и тем | Всего часов | Лекции | Практические занятия | СРС |
---|---|---|---|---|---|
36 | 36 | 36 | |||
1 | Организация и ведение катехизической | 107 | 26 | 4 | 77 |
1.1.1 | Модуль «Основы катехизации» | ||||
1.1.2 | Понятие, значение и роль катехизации | 6 | 2 | 4 | |
1.1.3 | Основные направления и формы катехизической деятельности | 6 | 2 | 4 | |
1.1.4 | Цели, задачи и принципы катехизации, требования к катехизатору | 6 | 2 | 4 | |
1.1.5 | История катехизации | ||||
1.1.6 | Катехизация в Древней Церкви | 6 | 1 | 5 | |
1.1.7 | Каноническая огласительная практика и её применимость в наше время | 5 | 2 | 4 | |
1.1.8 | Реализация катехизической деятельности в современных условиях | 6 | 1 | 5 | |
1.1.9 | Катехизис как предмет катехизической деятельности | 6 | 1 | 5 | |
1.1.10 | Методы и методики катехизации | 6 | 1 | 4 | |
1.1.11 | Подготовка к Таинству Крещения (оглашение) | 5 | 1 | 4 | |
1.1.12 | Огласительные беседы | 5 | 2 | 4 | |
1.1.13 | Послекрещальная катехизация | 6 | 2 | 4 | |
1.1.14 | Воскресная школа для взрослых | 6 | 2 | 4 | |
1.1.15 | Библейские беседы (Евангельские кружки) | 6 | 2 | 4 | |
1.1.16 | Катехизическое сопровождение таинств и обрядов Церкви | 6 | 1 | 5 | |
1.1.17 | Подготовка к Таинству Брака | 6 | 2 | 4 | |
1.1.18 | Приходское консультирование по вопросам веры, богослужения и православного жизни | 6 | 2 | ||
1.1.19 | Катехизическая работа с различными социальными и возрастными группами | 6 | 2 | 4 | |
2. Модуль: Методика катехизации | 22 | 2 | 20 | 44 | |
1.2.1 | Катехизис как история спасения | 2 | 2 | 4 | |
1.2.2 | Догматический катехизис | 2 | 2 | 4 | |
1.2.3 | Моральный катехизис | 2 | 2 | 4 | |
1.2.4 | Тайноводственный катехизис | 2 | 2 | 4 | |
1.2.5 | Практическая сторона катехизации | 2 | 2 | 4 | |
1.2.6 | Методика проведения огласительных бесед, бесед перед Таинством Брака, библейских бесед | 2 | 2 | 4 | |
1.2.7 | Методика катехизации с использованием богослужебных текстов | 2 | 2 | 4 | |
1.2.8 | Методика проведения занятий в воскресной школе для взрослых | 2 | 2 | 4 | |
1.2.9 | Методика проведения приходского консультирования | 2 | 2 | 4 | |
1.2.10 | Методики катехизической работы с различными категориями людей | 2 | 2 | 4 | |
1.2.11 | Практикум. Моделирование дискуссии по религиозной тематике | 2 | 2 | 4 | |
3.Модуль «Организация и администрирование катехизической деятельности | 12 | 4 | 8 | 31 | |
1.3.1 | Организация процесса оглашения, воскресной школы для взрослых, консультативной службы по вопросам веры, богослужения и православного образа жизни, иных форм катехизической деятельности | 2 | 2 | 5 | |
1.3.2 | Организация социально ориентированной просветительской деятельности | 2 | 2 | 5 | |
1.3.3 | Организация межприходских мероприятий | 2 | 2 | 5 | |
1.3.4 | Основы церковного протокола и этикета | 2 | 2 | 5 | |
1.3.5 | Организация документооборота | 2 | 2 | 5 | |
1.3.6 | Правовое обеспечение катехизической деятельности | 2 | 2 | 6 | |
Всего | 64 | 32 | 32 | 152 | |
II. Основы социальной концепции Русской православной церкви | |||||
I.Модуль «Смысл и значение документа «ОСКРПЦ»» | 10 | 2 | |||
2.1.1 | Основные богословские положения. Церковь и нация. | 5 | 1 | ||
2.1.2 | Церковь и государство | 5 | 1 | ||
II.Модуль: Содержание документа «ОСКРПЦ» | 52 | 6 | |||
2.2.1 | Христианская этика и светское право. Церковь и политика. | 20 | 2 | ||
2.2.2 | Труд и его плоды. Собственность. | 20 | 2 | ||
2.2.3 | Война и мир. Преступность, наказание, исправление | 12 | 2 | ||
III. Сфера и способы применения «ОСКРПЦ» | 10 | ||||
3.1.1 | Вопросы личной, семейной и общественной нравственности. | 3 | 1 | ||
3.1.2 | Церковь и проблемы экологии. Светская наука, культура, образование. Международные отношения. Проблемы глобализации и секуляризма. | 4 | |||
3.1.3 | Церковь и средства массовой информации. | 3 | |||
ВСЕГО | 72 | ||||
3.Православная педагогика | |||||
Модуль1. «Основы православной педагогики» | 60 | 11 | 9 | 40 | |
3.1.1 | Теория христианского воспитания | 9 | 3 | 6 | |
3.1.2 | Основные факторы и условия христианского воспитания | 9 | 3 | 6 | |
3.1.3 | Принципы христианского воспитания | 6 | 2 | 4 | |
3.1.4 | Формы и методы воспитательной работы | 9 | 3 | 6 | |
3.1.5 | Принципы и методы обучения | 9 | 3 | 6 | |
3.1.6 | Типы и виды уроков | 9 | 3 | 6 | |
3.1.7 | Методы педагогической работы по усвоению религиозных знаний | 9 | 3 | 6 | |
3.1.8 | Теория христианского воспитания | 9 | 3 | 6 | |
Модуль2. Духовно-нравственное воспитание и преподавание вероучительных знаний детям в церковно-приходской воскресной школе | 33 | 3 | 8 | 22 | |
3.2.1 | Особенности духовного воспитания дошкольников, детей младшего школьного возраста, подростков, юношества | 9 | 3 | ||
3.2.2 | Формы, методы и методики проведения занятий по вероучительным дисциплинам и различными категориями детей | 9 | 3 | 6 | |
3.2.3 | Стандарт необходимых вероучительных знаний и церковных навыков для воскресных школ | 6 | 2 | ||
3.2.4 | Анализ программ, пособий по духовно-нравственному воспитанию и православному образованию | 9 | 3 | 6 | |
Модуль3. Преподавание Основ православной культуры | 51 | 17 | 5 | 12 | |
3.3.1 | Цели и задачи изучения православной культуры | 9 | 3 | 3 | |
3.3.2 | Специфика преподавания ОПК | 6 | 2 | 2 | |
3.3.3 | Примерное содержание учебных курсов по ОПК | 9 | 3 | 3 | |
3.3.4 | основных учебно-методических комплексов по ОПК | 9 | 3 | 3 | |
3.3.5 | Специфика культурологического подхода в преподавании ОПК | 9 | 3 | 3 | |
3.3.6 | Использование мультимедийных пособий в преподавании ОПК | 9 | 3 | 3 | 6 |
4.Основы экскурсионно-паломнической деятельности | |||||
4.1 | Духовный смысл паломничества | 5 | |||
4.2 | Паломничество в русской церковной традиции | 6 | 1 | 4 | |
4.3 | Основные понятия | 6 | 5 | ||
4.4 | Историческое развитие | 6 | 1 | 1 | 5 |
4.5 | Русское православное паломничество в культурологическом освещении | 6 | 5 | ||
4.6 | Правовое регулирование паломничества и взаимодействие с федеральными государственными органами | 6 | 1 | 5 | |
4.7 | Общее и различное в технологии организации религиозных экскурсий познавательной направленности и паломнических экскурсий | 7 | 1 | 2 | 5 |
4.8 | Технология подготовки экскурсионного маршрута религиозной направленности и его технического оснащения | 6 | 1 | 5 | |
4.9 | Особенности методических приемов | 8 | 1 | 2 | 5 |
4.10 | Документальное обеспечение | 5 | 1 | 5 | |
4.11 | Актуальные вопросы и современное состояние православного паломничества | 5 | 1 | 4 | |
4.12 | Пути развития паломничества в России | 6 | 2 | 4 | |
5.Логика, теория и практика аргументации | |||||
Модуль1. Предмет и понятия логики | 24 | 6 | 3 | 18 | |
5.1.1 | Предмет логики. Основные понятия и категории логики. | 12 | 3 | 9 | |
5.1.2 | Понятие. Суждение. Умозаключение. | 15 | 3 | 9 | |
Модуль2.Логические основы аргументации | 24 | 3 | 1 | 20 | |
5.2.1 | Обоснование как основа аргументации. Виды аргументации. | 17 | 3 | 14 | |
5.2.2 | Структура, виды и способы доказательств | 7 | 1 | 6 | |
Модуль3.Практические занятия | 24 | 6 | 9 | ||
5.3.1 | Анализ понятий, суждений, умозаключений. | 12 | 3 | 9 | |
5.3.2 | Риторика спора и аргументативный дискурс | 12 | 3 | 9 | |
6.Психология | |||||
Модуль 1.Возрастная психология | 12 | 6 | 6 | 24 | |
6.1.1 | Основные положения возрастной психологии и православной антропологии в курсе психологии развития. | 3 | 1 | 1 | 8 |
6.1.2 | Условия и факторы, влияющие на развитие личности | 3 | 1 | 1 | 8 |
6.1.3 | Психология детского возраста. Влияние религиозной культуры на становление самосознания в детском возрасте. | 3 | 2 | 2 | 8 |
6.1.4 | Развитие личности в возрастах взрослости | 3 | 2 | 2 | 8 |
Модуль2. Психология общения | |||||
6.2.1 | Основные закономерности процесса общения | 3 | 2 | 2 | 9 |
6.2.1.1 | Определение и виды общения. Типы коммуникаций. | 1 | 1 | 4 | |
6.2.1.2 | Особенности коммуникаций с носителями без религиозного мировоззрения | 2 | 2 | 5 | |
6.2.2 | Конфликт как сигнал нарушений в системе коммуникаций | ||||
6.2.2.1 | Понятие конфликта. Классификация конфликтов | 1 | 1 | 3 | |
6.2.2.2 | Конфликты в религиозной среде. Особенности их течения | 1 | 1 | 3 | |
6.2.2.3 | Психология разрешения конфликта. Переговоры, как самый эффективный способ разрешения конфликтов | 1 | 1 | 3 | |
6.2.3 | Психические нарушения личности. Особенности коммуникаций | ||||
6.2.3.1 | Эффективные методики работы с личностями с девиантным поведением | 2 | 2 | 2 | |
6.2.3.2 | Коммуникации с лицами, павшими в тоталитарные секты | 2 | 2 | 2 | |
6.2.3.3 | Понятие психологической безопасности. Умение выстраивать психологическую защиту | 2 | 2 | 2 | |
Модуль3.Семейная психология | 12 | 3 | 9 | 24 | |
6.3.1 | Психология полов | 2 | 1 | 3 | |
6.3.2 | Проблемы современной российской семьи | 1 | 4 | ||
6.3.3 | Духовное значение брака | 2 | 3 | ||
6.3.4 | Нарушение жизнедеятельности семьи | 1 | 1 | 3 | |
6.3.5 | Семейные конфликты: причины и последствия | 2 | 2 | 2 | 4 |
6.3.6 | Проблемы воспитания детей | 2 | 1 | 2 | 4 |
6.3.7 | Развод и его последствия | 2 | 1 | 2 | 3 |
Всего: | 12 | 6 | 6 | 24 | |
7.Миссионерская деятельность | 11 | 8 | 3 | 26 | |
7.1.1 | Основные понятия и определения | 3 | 3 | 8 | |
7.1.2 | История миссионерства | 3 | 3 | 8 | |
7.1.3 | Опыт известных миссионеров | 5 | 2 | 3 | 10 |
Модуль2.Православная миссия | 10 | 1 | 9 | 24 | |
7.2.1 | Особенности православной миссии | 4 | 1 | 3 | 8 |
7.2.2 | Концепция миссионерской деятельности РПЦ | 3 | 3 | 8 | |
7.2.3 | Образ современного миссионера | 3 | 3 | 8 | |
Модуль3.Методология миссионерской деятельности | 11 | 2 | 2 | 9 | |
7.3.1 | Принципы, формы и методы миссионерской деятельности | 4 | 1 | 1 | 3 |
7.3.2 | Практика миссионерского служения | 3 | 3 | ||
7.3.3 | Особенности миссионерского служения в местах лишения свободы | 4 | 4 | 1 | 3 |
8. Катехизический практикум | 32 | 11 | 21 | 76 | |
8.1 | Катехизическое направление деятельности катехизатора | 6 | 6 | 6 | |
8.2 | Миссионерское направление деятельности катехизатора | 6 | 6 | 6 | |
8.3 | Педагогическое направление деятельности катехизатора | 6 | 6 | 6 | |
8.4 | Психологическое направление деятельности катехизатора | 6 | 6 | 6 | |
8.5 | Социальное направление деятельности катехизатора | 6 | 6 | 6 | |
8.6 | Документальное оформление учебной практики и защита отчета | 6 | 6 | 6 |