2.3.1. Учебный план

Актуальность программы «Катехизическая деятельность»

 Введение Церковного образовательного стандарта по подготовке катехизаторов обусловлено необходимостью качественного развития катехизической деятельности в Русской Православной Церкви на современном этапе. Катехизация, как содействие уверовавшему в Бога человеку в обретении основ православного мировоззрения и образа жизни по Христовым заповедям, в сознательном и ответственном участии в литургической жизни Церкви, должна осуществляться на системной основе и быть обеспечена подготовленными к этой деятельности кадрами.

Деятельность катехизаторов направлена

  • на мирян, не участвующих в церковных Таинствах и обрядах, приходящих в храм только в некоторые праздники, в дни поминовения усопших и др.;
  • лиц, желающих принять Таинство Крещения, Таинство Венчания, повысить уровень знаний о православном вероучении и др.;
  • воцерковляющихся мирян – прихожан храма, периодически участвующих в Таинствах и обрядах и сотрудников храма.

Дополнительная образовательная программа «Катехизическая деятельность» рассчитана на граждан имеющих знания по православному мировоззрению.

Цель программы: подготовить катехизатора к с катехизической, педагогической, организационно-управленческой видам деятельности

Задачи дополнительной образовательной программы «Катехизическая деятельность» сформировать следующие компетенции у слушателей:

компетенции в области церковного образа жизни

  • сознательно участвовать в церковных Таинствах и обрядах;
  • соблюдать церковную традицию в общении, образе жизни, быте;
  • преломлять духовные знания в личный духовный опыт;
  • к совершенствованию в христианском благочестии на протяжении всей жизни;
  • к самооценке и самоконтролю;

компетенции в области катехизической деятельности

  • использовать знание Священного Писания, основных разделов православного вероучения, литургики, церковной истории в духовно-просветительской деятельности;
  • использовать навыки чтения Священного Писания и богослужебных текстов на церковнославянском языке и их перевода в просветительской деятельности;
  • использовать знания православного вероучения и сектоведения для обеспечения духовной безопасности воцерковляющихся (понимание опасной сущности язычества и оккультизма, умение противостоять деятельности тоталитарных сект и движений);
  • выявлять степень воцерковленности человека и в соответствии с ней определять содержание, объем, методы, формы, сроки катехизации;
  • использовать знания в области психологии в катехизической деятельности и педагогической работе;
  • применять основные методы катехизической деятельности в работе с воцерковляющимися;
  • аргументировано и убедительно излагать церковную позицию перед невоцерковленной и воцерковляющейся аудиторией ;
  • обеспечить катехизическое сопровождение церковных мероприятий;

компетенции в области педагогической деятельности

  • применять традиции и методы православной педагогики и христианской антропологии в педагогической деятельности;
  • решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся в воскресной школе;
  • разрабатывать и реализовывать программы по вероучительным дисциплинам для различных возрастных категорий детей;

компетенции в области организаторской деятельности

  • планировать и организовывать катехизическую деятельность на приходах и/или благочиниях;
  • организовывать мероприятия в области катехизации на приходе и/или благочинии.

В результате освоения данной дополнительной образовательной программы слушатели курса должны:

 Знать:

  • духовные основы катехизической деятельности;
  • сущность и структуру, направления и формы катехизической деятельности;
  • методы и методики катехизации;
  • способы взаимодействия катехизатора с различными участниками духовно-просветительской деятельности;
  • смежные формы катехизического и миссионерского служения;
  • особенности реализации педагогической, катехизической деятельности в современных условиях на приходах и в благочиниях;
  • способы взаимодействия катехизатора, педагога с различными участниками катехизации, педагогического процесса;
  • основы духовной безопасности (понимание опасной сущности язычества и оккультизма, тоталитарных сект и движений на территории России);
  • решения Священноначалия, касающиеся духовно-просветительской деятельности;
  • государственные нормативно-правовые документы, регламентирующие катехизическую деятельность Церкви;
  • официальную позицию Церкви по различным социальным вопросам
  • основы церковного протокола;
  • содержание и методики преподавания вероучительных дисциплин для разных целевых аудиторий;
  • теории и технологии обучения и воспитания детей разного возраста;
  • правовое регулирование экскурсионно-паломнической деятельности;
  • технологии подготовки экскурсионного маршрута;
  • основные методы ведения дискуссии;
  • особенности дискуссии по религиозной проблематике;
  • основы возрастной и семейной психологии, психологии общения, зависимости;
  • особенности церковного соборного взаимодействия;
  • способы профессионального саморазвития;

Уметь

  • системно анализировать и выбирать способы, формы и методы катехизации;
  • определять способы и методы катехизации в зависимости от целевой аудитории;
  • выявлять и использовать национальные и региональные особенности, возможности в духовно-нравственном просвещении;
  • разрабатывать и реализовывать программы по катехизации;
  • консультировать взрослых по вопросам веры, богослужения и православного образа жизни;
  • управлять деятельностью приходских работников и волонтеров, работающих в области катехизации;
  • объяснять отличительные особенности ислама, иудаизма, буддизма от Православия;
  • отличить толкование дискуссионных мест Священного Писания сектами от святоотеческого толкования;
  • использовать и применять правовую информацию в катехизической деятельности;
  • организовать духовно-просветительскую деятельность во время паломнических поездок, экскурсий;
  • вести дискуссию по религиозной проблематике;
  • выявлять специфику психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов;
  • оказывать помощь в социально-психологической адаптации к церковной среде, быту, традициям, по преодолению зависимостей;
  • корректно взаимодействовать с участниками духовно-просветительской деятельности;
  • вести диалог и избегать конфликтных ситуаций в общении с людьми разных социальных групп;
  • использовать православные методы психологической и педагогической диагностики для решения задач катехизации;
  • учитывать различные контексты (духовно-нравственные, социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы катехизации, обучения, воспитания и социализации детей разного возраста;
  • проектировать и осуществлять образовательный процесс в воскресной школе с использованием современных технологий, не нарушая церковной традиции;
  • использовать в образовательном процессе (воскресные школы) гуманитарные и естественнонаучные знания с позиций православного мировоззрения;
  • использовать различные формы, виды устной и письменной коммуникации, в том числе религиозной, в катехизической деятельности;
  • проявлять религиозную терпимость;
  • анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы;

 Программа рассчитана на 1210 час аудиторных занятий, включает учебный и учебно-тематический планы, учебные программы модулей, раздел итоговой аттестации, также список литературы к темам курса. В учебно-тематическом плане указывается количество часов, которые требуется затратить на освоение каждого отдельного модуля с учетом использования активных форм обучения слушателей.

В ДОП включены такие разделы как:

  • Организация и ведение катехизической деятельности(215ч);
  • Основы социальной концепции Русской православной церкви(71ч);
  • Православная педагогика (144ч);
  • Основы экскурсионно-паломнической деятельности(71ч);
  • Логика, теория и практика аргументации (71ч);
  • Психология(144ч);
  • Миссионерская деятельность(106ч);
  • Катехизический практикум(118ч);

Программа предусматривает различные формы организации занятий: лекции, лекции-презентации, самостоятельную работу.

Программа курса "Катехизическая деятельность"

№п/пНаименование разделов,дисциплин и темВсего часовЛекцииПрактические занятияСРС
363636
1Организация и ведение катехизической10726477
1.1.1Модуль «Основы катехизации»
1.1.2Понятие, значение и роль катехизации624
1.1.3Основные направления и формы катехизической деятельности624
1.1.4Цели, задачи и принципы катехизации, требования к катехизатору624
1.1.5История катехизации
1.1.6Катехизация в Древней Церкви615
1.1.7Каноническая огласительная практика и её применимость в наше время524
1.1.8Реализация катехизической деятельности в современных условиях615
1.1.9Катехизис как предмет катехизической деятельности615
1.1.10Методы и методики катехизации614
1.1.11Подготовка к Таинству Крещения (оглашение)514
1.1.12Огласительные беседы524
1.1.13Послекрещальная катехизация624
1.1.14Воскресная школа для взрослых624
1.1.15Библейские беседы (Евангельские кружки)624
1.1.16Катехизическое сопровождение таинств и обрядов Церкви615
1.1.17Подготовка к Таинству Брака624
1.1.18Приходское консультирование по вопросам веры, богослужения и православного жизни62
1.1.19Катехизическая работа с различными социальными и возрастными группами624
2. Модуль: Методика катехизации2222044
1.2.1Катехизис как история спасения224
1.2.2Догматический катехизис224
1.2.3Моральный катехизис224
1.2.4Тайноводственный катехизис224
1.2.5Практическая сторона катехизации224
1.2.6Методика проведения огласительных бесед, бесед перед Таинством Брака, библейских бесед224
1.2.7Методика катехизации с использованием богослужебных текстов224
1.2.8Методика проведения занятий в воскресной школе для взрослых224
1.2.9Методика проведения приходского консультирования224
1.2.10Методики катехизической работы с различными категориями людей224
1.2.11Практикум. Моделирование дискуссии по религиозной тематике224
3.Модуль «Организация и администрирование катехизической деятельности124831
1.3.1Организация процесса оглашения, воскресной школы для взрослых, консультативной службы по вопросам веры, богослужения и православного образа жизни, иных форм катехизической деятельности225
1.3.2Организация социально ориентированной просветительской деятельности225
1.3.3Организация межприходских мероприятий225
1.3.4Основы церковного протокола и этикета225
1.3.5Организация документооборота225
1.3.6Правовое обеспечение катехизической деятельности226
Всего643232152
II. Основы социальной концепции Русской православной церкви
I.Модуль «Смысл и значение документа «ОСКРПЦ»»102
2.1.1Основные богословские положения. Церковь и нация.51
2.1.2Церковь и государство51
II.Модуль: Содержание документа «ОСКРПЦ»526
2.2.1Христианская этика и светское право. Церковь и политика.202
2.2.2Труд и его плоды. Собственность.202
2.2.3Война и мир. Преступность, наказание, исправление122
III. Сфера и способы применения «ОСКРПЦ»10
3.1.1Вопросы личной, семейной и общественной нравственности.31
3.1.2Церковь и проблемы экологии. Светская наука, культура, образование. Международные отношения. Проблемы глобализации и секуляризма.4
3.1.3Церковь и средства массовой информации.3
ВСЕГО72
3.Православная педагогика
Модуль1. «Основы православной педагогики»6011940
3.1.1Теория христианского воспитания936
3.1.2Основные факторы и условия христианского воспитания936
3.1.3Принципы христианского воспитания624
3.1.4Формы и методы воспитательной работы936
3.1.5Принципы и методы обучения936
3.1.6Типы и виды уроков936
3.1.7Методы педагогической работы по усвоению религиозных знаний936
3.1.8Теория христианского воспитания936
Модуль2. Духовно-нравственное воспитание и преподавание вероучительных знаний детям в церковно-приходской воскресной школе333822
3.2.1Особенности духовного воспитания дошкольников, детей младшего школьного возраста, подростков, юношества93
3.2.2Формы, методы и методики проведения занятий по вероучительным дисциплинам и различными категориями детей936
3.2.3Стандарт необходимых вероучительных знаний и церковных навыков для воскресных школ62
3.2.4Анализ программ, пособий по духовно-нравственному воспитанию и православному образованию936
Модуль3. Преподавание Основ православной культуры5117512
3.3.1Цели и задачи изучения православной культуры933
3.3.2Специфика преподавания ОПК622
3.3.3Примерное содержание учебных курсов по ОПК933
3.3.4основных учебно-методических комплексов по ОПК933
3.3.5Специфика культурологического подхода в преподавании ОПК933
3.3.6Использование мультимедийных пособий в преподавании ОПК9336
4.Основы экскурсионно-паломнической деятельности
4.1Духовный смысл паломничества5
4.2Паломничество в русской церковной традиции614
4.3Основные понятия65
4.4Историческое развитие6115
4.5Русское православное паломничество в культурологическом освещении65
4.6Правовое регулирование паломничества и взаимодействие с федеральными государственными органами615
4.7Общее и различное в технологии организации религиозных экскурсий познавательной направленности и паломнических экскурсий7125
4.8Технология подготовки экскурсионного маршрута религиозной направленности и его технического оснащения615
4.9Особенности методических приемов8125
4.10Документальное обеспечение515
4.11Актуальные вопросы и современное состояние православного паломничества514
4.12Пути развития паломничества в России624
5.Логика, теория и практика аргументации
Модуль1. Предмет и понятия логики246318
5.1.1Предмет логики. Основные понятия и категории логики. 1239
5.1.2Понятие. Суждение. Умозаключение.1539
Модуль2.Логические основы аргументации243120
5.2.1Обоснование как основа аргументации. Виды аргументации.17314
5.2.2Структура, виды и способы доказательств716
Модуль3.Практические занятия2469
5.3.1Анализ понятий, суждений, умозаключений.1239
5.3.2Риторика спора и аргументативный дискурс1239
6.Психология
Модуль 1.Возрастная психология126624
6.1.1Основные положения возрастной психологии и православной антропологии в курсе психологии развития.3118
6.1.2Условия и факторы, влияющие на развитие личности3118
6.1.3Психология детского возраста. Влияние религиозной культуры на становление самосознания в детском возрасте.3228
6.1.4Развитие личности в возрастах взрослости3228
Модуль2. Психология общения
6.2.1Основные закономерности процесса общения3229
6.2.1.1Определение и виды общения. Типы коммуникаций.114
6.2.1.2Особенности коммуникаций с носителями без религиозного мировоззрения225
6.2.2Конфликт как сигнал нарушений в системе коммуникаций
6.2.2.1Понятие конфликта. Классификация конфликтов113
6.2.2.2Конфликты в религиозной среде. Особенности их течения113
6.2.2.3Психология разрешения конфликта. Переговоры, как самый эффективный способ разрешения конфликтов113
6.2.3Психические нарушения личности. Особенности коммуникаций
6.2.3.1Эффективные методики работы с личностями с девиантным поведением222
6.2.3.2Коммуникации с лицами, павшими в тоталитарные секты222
6.2.3.3Понятие психологической безопасности. Умение выстраивать психологическую защиту222
Модуль3.Семейная психология123924
6.3.1Психология полов 213
6.3.2Проблемы современной российской семьи14
6.3.3Духовное значение брака23
6.3.4Нарушение жизнедеятельности семьи113
6.3.5Семейные конфликты: причины и последствия2224
6.3.6Проблемы воспитания детей2124
6.3.7Развод и его последствия2123
Всего:126624
7.Миссионерская деятельность118326
7.1.1Основные понятия и определения338
7.1.2История миссионерства338
7.1.3Опыт известных миссионеров52310
Модуль2.Православная миссия101924
7.2.1Особенности православной миссии4138
7.2.2Концепция миссионерской деятельности РПЦ338
7.2.3Образ современного миссионера 338
Модуль3.Методология миссионерской деятельности11229
7.3.1Принципы, формы и методы миссионерской деятельности4113
7.3.2Практика миссионерского служения33
7.3.3Особенности миссионерского служения в местах лишения свободы4413
8. Катехизический практикум32112176
8.1 Катехизическое направление деятельности катехизатора 666
8.2 Миссионерское направление деятельности катехизатора 666
8.3 Педагогическое направление деятельности катехизатора 666
8.4 Психологическое направление деятельности катехизатора 666
8.5 Социальное направление деятельности катехизатора 666
8.6Документальное оформление учебной практики и защита отчета 666